На обязательную «автогражданку» возлагались большие надежды: стимулирование интереса к страхованию, рост продаж по добровольным видам защиты, страховая культура граждан. Ни одна из этих надежд не оправдалась. Рецепты лечения ОСАГО известны – это введение прямого урегулирования убытков и либерализация тарифов.
Известия,
27 октября 2005 г.
Что надо менять в ОСАГО
1303 просмотра
На обязательное автострахование возлагались большие надежды: дескать, ОСАГО стимулирует интерес к страхованию, приведет к росту продаж по добровольным видам защиты, привьет гражданам страховую культуру. Ни одна из этих надежд не оправдалась. Исправить ситуацию могут лишь принципиальные меры – изменение концепции обязательного автострахования. Готовы ли к этому страховщики?
- Принятая в России схема выплат не способствует повышению лояльности клиента, заинтересованности в выборе конкретной компании, - сетует Владимир Платнов, начальник управления андеррайтинга и методологии "ГУТА-Страхования". - Возможно, именно по этим причинам не оправдались надежды на то, что ОСАГО явится импульсом для развития страхового ритейла, повышения уровня кросс-продаж.
Действительно, перед покупателем полиса ОСАГО не стоит проблема выбора страховой компании, ведь получение возмещения при страховом случае - не его проблема, это головная боль пострадавшего в ДТП. А цена полиса у всех компаний одинакова. Т. е. конкурентного рынка в его классическом понимании, с борьбой за качество услуги, в этом виде страхования нет. "Напротив, борьба разворачивается совсем в другой плоскости?- это "перекупка" агентов у компаний-конкурентов за счет более высоких комиссионных и установление скидок страхователям в размере большем, чем позволяет закон об ОСАГО, - отмечает Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора "Росгосстраха". - Последствия такой "конкуренции" выражаются в снижении платежеспособности некоторых страховщиков и даже уходе с рынка отдельных компаний. Все это очень негативно влияет на рынок и общую ситуацию вокруг ОСАГО".
Рецепты лечения больного ОСАГО известны. Это введение прямого урегулирования убытков и либерализация тарифов. И именно в такой последовательности.
- Во многих странах Европы действует система прямого урегулирования, при которой страхователям по ОСАГО предоставлена возможность обращаться в свою страховую компанию для урегулирования страхового случая, - рассказывает Алексей Карпицкий, начальник актуарно-аналитического отдела Российского союза автостраховщиков (РСА). - Переход на такую систему делает страховщика настоящим защитником интересов своего клиента. В этом случае человек сможет сам оценить качество покупаемой услуги и правильность выбора компании.
Одна из форм прямого урегулирования - "Европейский протокол" - действует в европейских странах уже около 10 лет. Система позволяет участникам мелких аварий, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД, при условии их обоюдного согласия с обстоятельствами произошедшего покинуть место ДТП. При этом участник ДТП, признанный потерпевшим, имеет право обратиться за страховым возмещением в свою страховую компанию.
- Применение данной системы в странах Европы стало возможным благодаря установлению единых для страховщиков правил урегулирования убытков, - рассказывает Сергей Абалакин, заместитель руководителя департамента оценки рисков и урегулирования убытков РОСНО. - Эти правила включают единую схему определения степени виновности участников ДТП, позволяющую не обращаться в органы ГИБДД, единую систему оценки ущерба и единую систему взаиморасчетов между страховщиками, дающую возможность потерпевшему в ДТП обращаться за возмещением в свою страховую компанию.
В России переход на "Европейский протокол" станет возможным только при выполнении определенных условий. "В первую очередь необходимо разработать единую для страховщиков схему определения виновности участников ДТП, - считает Сергей Абалакин. - При этом необходимо учитывать, что отсутствие на месте ДТП сотрудников ГИБДД может повлечь за собой рост мошенничества в данной сфере страхования. Для предотвращения страхового мошенничества функции независимого эксперта можно возложить на сотрудников страховых компаний (аварийных комиссаров)". Добавим, что организация службы аварийных комиссаров потребует значительных дополнительных расходов.
Вторым условием применения "Европейского протокола" является наличие единой системы оценки ущерба. "На сегодняшний момент единых стандартов оценки ущерба нет, не развит и рынок услуг независимых экспертов, - отмечает Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования "Ингосстраха". - В результате, во-первых, разброс в оценках причиненного потерпевшему ущерба может быть очень велик, а во-вторых, должны быть стандартизированы и отношения независимых экспертов со страховщиками".
Предпосылки к созданию подобной системы в России уже имеются. Постановлением правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 утверждены правила организации и проведения независимой технической экспертизы, которые регламентируют единый порядок оценки стоимости причиненного ущерба. Однако, как отмечают страховщики, данное постановление не реализовано в полной мере органами государственной власти.
Третьим условием, необходимым для применения "Европейского протокола", является создание единой системы взаиморасчетов между страховщиками, позволяющей потерпевшему обращаться за страховым возмещением в ту страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО. "Реализация данной схемы путем самоорганизации страховщиков сейчас маловероятна и может быть осуществлена только в результате изменений в действующем законодательстве", - уточняет Сергей Абалакин.
По мнению Алексея Карпицкого, "учитывая комплексный характер системы, ее внедрение ожидается не ранее 2007-2008 года в условиях поддержки со стороны страхового сообщества и государства". А Игорь Иванов, заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия", и вовсе советует не спешить: "В самой Западной Европе нет единой практики "Европейского протокола". Часть стран работает по этой схеме, другие не торопятся ее применять. Полагаю, и нам стоит все хорошенько взвесить и продумать". Алексей САВИН
Вся пресса за 27 октября 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
ТАСС: ущерб по инциденту с SSJ-100 может составить до 3 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 25 ноября 2024 г.
Бюджет Фонда ОМС на 2025 год составит 3 млрд манатов
|
|
Алтайская правда, Барнаул, 25 ноября 2024 г.
Подушевой норматив финансирования программы обязательного медстрахования в 2025 году увеличится с 20 до 24 тыс. рублей
|
|
UzDaily.uz, 25 ноября 2024 г.
Fitch изменил прогноз для страховой компании Kafolat на «негативный»
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
Комсомольская правда-Санкт-Петербург, 25 ноября 2024 г.
Пострадавшие в ДТП с фурой пассажиры автобуса в Ленобласти смогут получить страховые выплаты
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Великобритания расширила санкции против РФ
|
|
РИА Дагестан, 25 ноября 2024 г.
Дагестанцев назвали самыми неаккуратными водителями с частыми авариями
|
|
Russia Today, 25 ноября 2024 г.
В Союзе автостраховщиков поддержали увеличение штрафа за езду без ОСАГО
|
|
BFM.Ru, 25 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие ОСАГО планируют повысить
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
ВСК и «АльфаСтрахование» включены в британский санкционный список
|
|
Ведомости онлайн, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «Альфастрахования» и страхового дома ВСК
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Великобритания внесла в санкционный список «АльфаСтрахование»
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 25 ноября 2024 г.
«Водителям невыгодно!»: Пятитысячные штрафы за ОСАГО назвали неэффективным
|
|
КурсивЪ, Астана, 25 ноября 2024 г.
Заявители смогут выбирать форму обеспечения уплаты таможенных пошлин
|
|
Правда Севера, Архангельск, 25 ноября 2024 г.
Глаз-алмаз: зачем автомобилисту полис ОСАГО и при чем тут камеры дорожного движения?
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|